ВСТРЕЧИ КЛУБА ТАМАРЫ & ГЕОРГИЯ ЧИТАЯ
ИЛИКО И НИНО
ИСТОРИЯ ТАНЦУЮЩЕЙ ГРУЗИИ
ИЮНЬ 2021
ТАМАРА ЧИТÁЯ
Супруги Нино Рамишвили и Илико Сухишвили еще при жизни обессмертили свое имя, создав ансамбль грузинских народных танцев, с триумфом объездивший всю планету и завоевавший всемирное признание.

Достаточно перечислить малую толику рецензий газет и журналов всех континентов: «Ослепительное зрелище»; «Грузины разнесли двери королевского театра»; «Вы завоевали Париж! Париж ничего подобного не видел!»; «Сказочный фурор лучших танцоров мира»; «Сто тысяч лондонцев аплодируют»; «Фантастика, огонь, ток»; «Никогда, никогда , никогда Америка не видела такого блестящего зрелища»; «Вместе с грузинами танцует вся Вена»; «Грузинский танец вылечил Неру»; «Грузинский балет – явление!»… Этот список можно продолжать бесконечно.
Моя история на этой странице будет посвящена великой любви друг к другу и танцу, знаменитому "грузинскому чуду" национальному балету Грузии "Сухишвили" и его создателям. Я хочу рассказать Вам трогательную историю любви Илико Сухишвили и Нино Рамишвили и конечно о том, как они создали и воспитали ансамбль, смело бросающий вызов законам гравитации, прославляющий грузинский танец во всем мире и занесенный в книгу рекордов Гиннеса по количеству аншлагов... Но больше всего моя история будет о любви!
Нино Рамишвили и Илико Сухишвили - начало истории (фото 1940 гг.)
Начало
Яд в опере и свой танец!
Со своим будущим мужем Илико Сухишвили Нино Рамишвили познакомилась в Тбилисском театре оперы и балета. Невесте было 20 лет, жениху 21 год. Это был 1930 год...

Нино поступила туда после окончания знаменитой хореографической студии итальянки Марии Перини. В свое время она подготовила целое поколение танцоров, начиная с Вахтанга Чабукиани, которые составляли целую эпоху классического грузинского балета. Хотя их встреча могла произойти намного раньше. Дело в том, что Илико тоже посещал балетную студию итальянки Перини, но у семьи Сухишвили не было денег, чтобы оплачивать обучение сына. И из студии молодой Илико вскоре ушел. Рамишвили же закончила обучение и стала хорошей классической балериной. Из-за этого, кстати, и состоялась первая и единственная ссора будущих супругов. Сухишвили предложили станцевать в одном балете с Нино, и тот категорически отказался: "Я с классичкой танцевать не буду!" Но репетировать все же начал. А там незаметно для себя влюбился. И после совместного выступления сделал Нино предложение и стал ее мужем.

Мария Перини
Основательница первой в Грузии балетной школы в Тифлисе
Благословение на брак дочери Рамишвили-старший дал в письме:
"Судя по всему, Илико хороший парень и ты будешь с ним счастлива. Ну а не сложится жизнь — вернешься домой. Всего и делов-то."
Совместную жизнь молодые начали у родных Рамишвили. В двух комнатах, кроме матери Нино, были еще сестра и брат со своими семьями, всего 11 человек. Отец Нино практически всю свою жизнь находился в ссылке, куда был отправлен по обвинению в том, что "не предотвратил распостранение антисоветской литературы".

Благословение на брак дочери Рамишвили-старший дал в письме: "Судя по всему, Илико хороший парень и ты будешь с ним счастлива. Ну а не сложится жизнь — вернешься домой. Всего и делов-то". Подобная свобода взглядов для тридцатых годов была весьма революционна.

Трудно поверить, но Нино Рамишвили и Илико Сухишвили - одна из самых знаменитых пар Грузии - никогда не была официально расписана. Нино Рамишвили говорила: "Я так ненавижу эти казенные бюро бракосочетания и чужих озлобленных теток, которые произносят фальшивые поздравления. Да и само слово "регистрация" меня бесит". Поэтому всю жизнь Сухишвили и Рамишвили прожили, что называется, в гражданском браке. Их единственный сын Тенгиз даже шутил впоследствии: "Хорошо, что родители хотя бы меня зарегистрировали".
Илья Сухишвили работал в фольклорном стиле
Когда Нино пришла работать в Театр оперы и балета в Тифлисе, Илико уже там служил. Он был хореографом-постановщиком, иногда и сам танцевал в балетных спектаклях. Илья Сухишвили работал в фольклорном стиле. Внуки вспоминают: "Дедушка признавался, что у него еще с юных лет была мечта — создать ансамбль танца Грузии, куда вошли бы все направления народной хореографии. Это была его идея фикс."

А сама Нино Рамишвили вспоминала: "Мысль о создании ансамбля зародилась еще в 1935 году, когда один из нас, Илико Сухишвили, вместе с группой грузинских танцоров был командирован в Лондон на всемирный фестиваль народного танца. Успех грузинских танцоров на этом празднике, величайшее разнообразие танцев разных стран мира настолько увлекли нас, что мы решили создать ансамбль грузинских народных танцев."
Внуки вспоминают:
«Дедушка признавался, что у него еще с юных лет была мечта — создать ансамбль танца Грузии, куда вошли бы все направления народной хореографии. Это была его идея фикс.»
И вот, в 1937 году Нино Рамишвили пришлось оставить Театр оперы и балета. Причина была в доносе одной из ведущих балерин, которая обвиняла Нино в стремлении отравить ее. В своем письме в НКВД женщина даже указала способ, как Нино сможет это сделать — подсыпет яд в бутылку с молоком, которую балерина во время репетиций оставляла за кулисами. "Она сама это проделает и все свалит на меня", — рассудила Рамишвили и подала заявление об уходе. Следом за ней из театра ушел и ее Илико, хотя его карьера хореографа была на подъеме.

С этого момента и начинается череда совместных выступлений Сухишвивли и Рамишвили. Сначала в Тбилиси, а затем и в Москве, где они танцевали в джаз-оркестре Леонида Утесова и ансамбле песни и пляски Красной Армии под руководством Александрова.
В январе 1937 года в Москве состоялась декада грузинского искусства. Среди концертных номеров, которыми советская Грузия должна была покорить столичного зрителя, значился и народный танец в исполнении Илико Сухишвили и Нино Рамишвили.

В последний момент Нино выйти на сцену не позволили — слишком уж неприятные ассоциации вызвала ее фамилия у коммунистического начальства. Во времена короткой независимости Грузии в начале 20 века однофамилец танцовщицы Рамишвили был министром внутренних дел. В результате на ее выступление был наложен запрет.
"Ваша фамилия Рамишвили?— переспросил женщину Сталин.
— А у нас разве не все меньшевики еще арестованы?"
Однако на прием, который в Кремле для участников декады устроил Иосиф Сталин, Нино Рамишвили попала. Как жена танцовщика Илико Сухишвили, чей номер привел вождя в восторг. Правда, в список награжденных он не вошел. Судя по всему, за то, что выбрал себе жену с такой неблагонадежной фамилией.

Когда Сталину принесли на подпись список будущих лауреатов, тот удивился: "Почему так мало людей?" И Берия принялся в буквальном смысле бегать среди гостей, внося их имена в список прямо во время приема. На сей раз обойти вниманием Илико Сухишвили уже не удалось.
Лично поздравляя получивших ордена, Сталин обходил ряды участников декады. Сухишвили представил ему свою спутницу.

"Ваша фамилия Рамишвили?— переспросил женщину Сталин. — А у нас разве не все меньшевики еще арестованы?"

Нино потом вспоминала, как в тот момент испугалась, что ее арестуют прямо в зале Кремля. Несмотря на то, что все обошлось, на протяжении всего банкета она ловила на себе пристальный взгляд Берии, который тот посылал в ее сторону из-под своего пенсне.
Лестница в отеле "Националь" (слева), портрет Лаврентия Берии (справа)
Через несколько лет Рамишвили поймет причину такого внимания главного чекиста. Берия пригласил Рамишвили в номер гостиницы "Националь", который всегда был закреплен за хозяином Лубянки. Посадил гостью за накрытый стол и принялся открыто ухаживать за ней.

"Почему вы позволяете себе так вести со мной?— поставила его на свое место Нино. — Потому что вы Берия? Вы забыли, что перед вами замужняя женщина?"

К счастью, никаких последствий эти слова для нее не имели.

"Не нажимайте на мою больную мозоль, — только и ответил ей Берия. — Вы же не думаете, что все женщины общаются со мной только из-за моей фамилии?"

Впрочем, причина безнаказанности Рамишвили была вовсе не в великодушии Берии или везении танцовщицы.

Просто к тому времени грузинские танцы в исполнении Илико Сухишвили уже пользовались любовью Сталина. И обижать жену любимца вождя хитрый палач не решился.
Благосклонность Сталина к Сухишвили проявилась уже во время того январского приема в Кремле. После ужина Илико исполнил для высоких гостей один из своих номеров, который пришелся его всесильному земляку (Сухишвили, как и Сталин, тоже родился в Гори) по душе.

"Как ты образован в ногах! — сказал ему вождь. — Я сегодня добрый, проси чего хочешь!"

Помощники уже приготовились записывать перечень просьб Илико — квартиру, дачу, машину. Традиционный список, с которым новоявленные фавориты обычно обращались к Сталину.
У Сухишвили на тот момент не были ничего из перечисленного — вместе с молодой женой и ее родственниками они жили в двух комнатах коммунальной квартиры в Тбилиси.

Но ответ танцора оказался для всех неожиданным: "Я хотел бы получить фотографию с вашим автографом".

Сталин внимательно посмотрел на Сухишвили, похлопал его по плечу и произнес: "А ты молодец, парень!"

И уже на следующий день в гостиничный номер, в котором остановились Илико и Нино, явились посыльные из Кремля и вручили посылку — портрет вождя с его подписью на грузинском: "Илико Сухишвили от Иосифа Сталина".
"Как ты образован в ногах! — сказал ему вождь.
— Я сегодня добрый, проси чего хочешь!"
Время показало, что выбор Илико был более, чем верен. Фото Сталина с автографом, висящее на самом видном месте в квартире Сухишвили и Рамишвили, не раз выручало хозяев, когда к ним приходили непрошенные гости из грозных организаций. Видя в коридоре документальное свидетельство дружбы адресатов с самим Сталиным, люди в форме уходили ни с чем.

Да и награды от них все равно никуда не делись. Когда несколько лет спустя Сталину принесли на подпись очередной список лауреатов Сталинской премии и он увидел фамилию своих грузинских любимцев в перечне представленных на вторую степень, то спросил помощника: "А почему Сухишвили и Рамишвили получают только вторую степень?" Услышав в ответ, что для первой степени им не хватило двух голосов членов государственной комиссии, Сталин кивнул в сторону сидящего в его кабинете Ворошилова: "Надеюсь, моего голоса и голоса Климента будет достаточно?" И танцоры стали лауреатами Сталинской премии первой степени и громадной по тем временам суммы денег — 100 тысяч рублей.
история
Да будет танец, да здравствует Грузия!
В 1935 году Илико занял первое место и получил золотую медаль королевы Англии на всемирном фестивале народного танца. С успехом к нему пришло желание развивать народное танцевальное искусство Грузии. Илико начинает размышлять, как создать национальную труппу. Все это время, начиная с 1930-х годов танцоры мечтали о собственном коллективе народного танца. И наконец они его создали в 1945 году. Аналогов коллективу Сухишвили- Рамишвили, чьи имена стали настоящим брендом не только в Советском Союзе, но и по всему миру, не существовало.

" …Мы задались целью не только перенести на сцену распространенные народные танцы, но и восстановить забытые, а также создать новые на народной основе.

…Мы хорошо понимали, что по законам сцены нельзя переносить танцы на подмостки в нетронутом виде. От постановщика требуется способность найти гармонию между фольклорным материалом и режиссерской обработкой, или, другими словами, танцы для показа на сцене должны быть театрализованными", – писала Нино Рамишвили.

После основания собственной труппы Нино стала хореографом и солисткой балета. Супруги воспитали коллектив и популяризировали его во всем мире, а благодаря их кропотливому труду имя Сухишвили стало символом виртуозности, мастерства и огромного таланта.
КНИГА РЕКОРДОВ ГИННЕСА И КОЛЛЕКЦИЯ ИВ СЕН-ЛОРАНА

Национальный балет Грузии стал единственным ансамблем танца, который установил мировой рекорд (занесен в книгу рекордов Гиннеса) на знаменитой сцене «Ла Скала» в Милане. Концерт произвел фурор: занавес театра поднимался 14 раз, так был побит рекорд Энрико Карузо, где занавес поднималась 11 раз.

Перед первым концертом балета в Париже очередь к концертному залу растянулась на три квартала. Илико Сухишвили признался тогда, что никогда в жизни не видел ничего подобного. На выступлении присутствовало много известных людей: балетмейстер Серж Лифарь, кинозвезды Симона Синьоре, Ив Монтан, Жерар Филип, Жан Маре, писатель Луи Арагон и многие другие. В одном и том же зале в Париже «Сухишвили» провели 35 аншлаговых концертов подряд.

К слову, именно после гастролей во Франции в женскую моду вошли высокие сапоги и объемные меховые шапки. А в коллекции Ив Сен-Лорана появились большие полосатые пояса с бантом, которые популярны и сейчас.

Недавно, на неделе моды в Тбилиси были представлены винтажные костюмы созданные Нино Рамишвили совместно с домами Chanel, Yves Saint Laurent, Giorgio Armani, Christian Dior в 50-60-х годах, наряды, в которых она выходила на сцену. Наряды легендарной Нино для недели моды предоставила ее внучка Нино Сухишвили, которая в настоящее время является художественным руководителем ансамбля.
из книги "Сухишвилеби", посвященной истории ансамбля, изданной в Тбилиси в 2020 году.
Елизавета Боуз-Лайон, Королева-Мать, правила Объединенным Королевством и Доминионами с 1936 по 1952 года, являлась последней императрицей Индии с 1936 по 1947 года.
Известна история о выступлении Илико Сухишвили перед самой английской королевой. Илико любил вспоминать эту историю. В 1935 году в Лондоне устраивали фестиваль народных танцев мира. Тогда в столицу Англии приехали артисты со всех уголков земли, чтобы исполнить всего один национальный танец. Главенствовала на фестивале Елизавета Боуз-Лайон, мать нынешней королевы Англии Елизаветы II. Илико должен был поехать в Лондон вместе с Нино — дуэтом они исполняли грузинский танец. Но в последний момент Нино Рамишвили не дали визу. Нино считалась дочерью врага народа. Она из буржуазной семьи, ее отец был меньшевиком. Поездка в Лондон оказалась на грани срыва, но Илико все равно решил ехать. Танец исполнял сам и получил Гран-при.

А первое место тогда занял прекрасный украинский танцор Александр Соболь. Награждение победителей проходило в Виндзорском дворце. Конечно, ни Илико, ни половина участников из других нищих стран понятия не имели, как надо общаться с королевой. Илико Сухишвили рассказывал, что, получая награду из рук Ее Величества, он так нервничал, что поцеловал королеве руку. Оказалось, по протоколу это было категорически запрещено. Кстати, немного позже это повернулось ему боком. После возвращения из Лондона в Кремле состоялся прием, посвященный нашим участникам фестиваля. На нем присутствовал и Сталин. Он подошел к Илико и грозно спросил: «Как это, ты королеве руку целуешь?! Где это видано?!» Илико страшно испугался, и чтобы как-то выйти из положения, ответил Сталину: «Ну, наверное, это было лучше, чем совсем не поцеловать…»

Эта уже знаменитая пара выступала перед главами государств во время судьбоносной встречи в Тегеране. Нино и Илико танцевали перед Черчиллем, Сталиным и Рузвельтом. Это было в конце 1943 года. В Иран поехала небольшая бригада из танцоров, певцов и артистов. Нино вспоминала, как они приехали в Тегеран из разгромленного Советского Союза и окунулись в полное изобилие. Первым делом пошли в продуктовый магазин и накупили муки, сахара и орехов, которые привезли домой. После выступления перед великой тройкой союзников артистов пригласил в свой дворец иранский шейх. Роскошь его апартаментов сразила всех наповал. Прощаясь, каждому артисту шейх сделал подарок. Нино и Илико он подарил большую тяжелую серебряную шкатулку с надписью: «От иранского шейха».
Хоруми является одним из самых популярных грузинских воинственных танцев. Он появился во времена борьбы грузин с иноземными захватчиками. В мирное время этот танец помогал закалять дух и совершенствовать боевые навыки. Хоруми исполняется только мужчинами, причём участников должно быть нечётное число (3, 5, 7, 11 и так далее). Движения на пригибных танцевальных шагах чередуются с движениями наступательного характера. Танец делится на четыре части: «поиск удобного места неподалёку от расположения врага», «разведка», «бой» и «победа».
В 1945 году ансамбль Сухишвили получает статус государственного и этот год теперь считает годом своего основания
В 1945 году ансамбль Сухишвили получает статус государственного и этот год теперь считает годом своего основания. К началу первого концерта репертуар ансамбля состоял из 18 номеров, в том числе «Мхедрули» (тот что с саблями), «Картули» (свадебный танец), «Самаиа» (танец трех девушек, на создание которого Нино и Илико вдохновила старинная фреска на стене скального монастыря Вардзия). Тбилисцы очень тепло отнеслись к новому коллективу, отдав должное танцорам и великолепным костюмам.

В марте 1946 года прошли с триумфом выступления ансамбля в Москве, в зале государственной консерватории имени Чайковского. Госконцерт заключил с ансамблем договор о гастролях по всему Советскому Союзу. Турне продлилось шесть месяцев, а ансамбль дал 150 концертов. В коллективе царило радостное возбуждение – ансамбль выходил на большую дорогу. Вскоре надежды и ожидания претворилась в жизнь. В 1948 году Финляндия стала первой зарубежной страной победоносного шествия коллектива по дорогам всех континентов. А первый зарубежный концерт состоялся в Хельсинки, в огромном зале «Мессухали». Ведущая финская газета писала: «Они красивы, представительны, превосходно сложены, глаза блестят, на губах играет радостная улыбка… Плавно плывут на сцене девушки. Как в сказке ослепительны их костюмы. Такие вечера бывают очень редко – за три года можно увидеть лишь раз»…
Танец "Самаия" в исполнении балета Сухишвили
Танец "Ханжлури" в исполнении балета Сухишвили
Самаиа - восхваление и прославление Царицы Тамары. Танец исполняется тремя девушками. Мягкие и грациозные движения создают атмосферу красоты, славы и могущества.
Фреска предположительно XII века, на которой изображены святая благоверная Царица Тамар, с именем которой связан Золотой век Грузии, и ее прадед, святой царь Давид Агмашенебели (Строитель) – объединитель страны.
Эта фреска предположительно вдохновила Илико и Нино на создание танца "Самаиа" и костюмов к нему.
В августе 1948 года ансамбль выступал в Дании. В Копенгагенском королевском театре 40 грузин «вскипятили кровь» хладнокровным норманнам, дипломатам и датскому принцу Кнуду. Артисты повторили на «бис» несколько танцев, но зрители их не отпускали и, в конце концов, разнесли двери артистической уборной, а затем на поднятых руках вынесли танцоров на заваленную цветами сцену, где еще раз был исполнен «Мхедрули»…

О доселе невиданных, сенсационных гастролях солидная датская газета «Информасион» отозвалась так: «…Надо думать, что грузины осваивают танцы вместе с материнским молоком. Танцоры показали такую совершенную филигранную технику, что по сравнению с ними наши солисты Копенгагенского королевского театра напоминают призраков…».
Прошли годы, позади остались гастроли во многих странах мира. Ансамбль особо тщательно готовился к выступлениям во Франции – ведь в этой стране собрался цвет грузинской эмиграции. И вот, 18 декабря 1957 года, в первоклассном парижском концертном зале «Альгамбра» назначен первый концерт нашего ансамбля. Полный аншлаг. Билеты распроданы задолго до концерта. Зал заполнен за час до начала представления. Ложи ослепляют сверкающими диадемами, алмазными колье, матовым мерцанием жемчужных ожерелий. В театре собрался высший свет и артистическая элита.

Парижан пленили ураганный темп грузинских танцев и их притягательная сила. Они с упоением и восторгом смотрели на плывущих по сцене «белых лебедей» (так прозвала французская пресса наших девушек) и «идеальных юношей». Париж был взят – премьера стала мировой сенсацией. Зрители театра «Альгамбра» - кинозвезды, мастера балета, артисты с мировым именем, армия многочисленных критиков, журналистов и репортеров стоя на в течение 20 минут аплодировали артистам, благодаря их за «чарующие и фантастические танцы». После выступления Луи Арагон сказал: « Я люблю Грузию, но после вашего выступления еще больше полюбил. Вы пленили нас вашими огненными, грандиозными, грациозными и благородными танцами». Симона Синьоре и Ив Монтан добавили: «Париж никогда не видал ничего подобного! Бриджит Бардо вытерла слезу и взволнованно сказала: «Следует молиться, когда мы видим грузинских виртуозов, танцующих на пальцах ног». Серж Лифарь крепко пожал руку Илико Сухишвили и сказал: «Все было прекрасно! Ваши танцы самые красивые, самые древние, самые народные! Вы завоевали Париж!».
Сухишвили и Рамишвили были на удивление гармоничной парой. Дипломатичность Илико уравновешивала бескомпромиссность Нино, которая всегда громко говорила все, что думает.

"Я тебя умоляю!" — муж то и дело обращался к ней с просьбой хоть немножечко быть осторожной. Поэтому на официальные приемы Сухишвили, как правило, ходил в одиночестве.

Но Рамишвили все равно поступала так, как считала нужным. Во время гастрольной поездки в США, узнав, что у дверей ее комнаты пристроился сотрудник КГБ и подслушивает разговор, Нино со всей силы открыла дверь и сбила чекиста с ног.
У ансамбля были и сложные времена. В 1953 году Илико очень нервничал из-за проблем с властями. ЦК комсомола Грузии неожиданно приняло решение о том, чтобы закрыть ансамбль и забрать у него статус Государственного. Чиновникам очень не нравилось, что артисты слишком часто выезжают за границу. И тогда Илико решил пойти на такой трюк: снял в аренду два вагона поезда, погрузил туда костюмы, декорации, взял артистов и, прицепив к эшелону, просто отправился, куда глаза глядят. Полгода ансамбль катался по Советскому Союзу, объездив все города от средней Азии до Сибири. Артисты приезжали в двух вагонах, отцепляли их от поезда, жили в них и выступали в местных домах культуры. Так продолжалось до того момента, пока не умер Сталин. В Грузии сменилось правительство, и чиновникам уже было не до ансамбля Сухишвили. Тогда Нино и Илико решили вернуться домой.
Ансамбль всегда славится своими роскошными костюмами. Первые костюмы шили из… мешковины, а расписывались вручную гениальным грузинским художником Соломоном Вирсаладзе. Некоторые отдавали мастерицам на вышивку серебром. Сейчас эти костюмы уже музейная редкость. Но Сухишвили до сих пор чтят традиции. Иногда для одного танца требуется более 50-ти костюмов. Тогда над их созданием работает целый цех. А поскольку у ансамбля много разных номеров, то, выезжая на гастроли, они берут около тысячи нарядов.
Поскольку ноги для танцоров самый важный «инструмент», ноги солистов «Сухишвили» застрахованы от травм. - У танцоров, как и у спортсменов, бывает, случаются и разрывы суставов, и другие травмы. Чтобы защитить колени, танцоры Сухишвили под подколенники накладывают такие специальные маленькие каучуковые подушечки, чтобы можно было прыгать и ударяться коленями без травм. А вот значительно больше, чем колени, страдают пальцы. Мужчины-танцоры, которые танцуют на пальцах, ведь танцуют в мягких, как перчатка, кожаных сапогах. Они не такие, как балетные туфли - без всяких пробок. Танцоры фактически стоят на пальцах и могут только специальным бинтом их обмотать, чтобы не расходились. Это очень, не то, чтобы болезненно, но сложно, - говорит Нино Сухишвили. Но, к счастью, именно потому, что свое и так высочайшее мастерство танцоры никогда не прекращают оттачивать, травмы и курьезы в «Сухишвили» крайне редки.
В Грузии Нино Рамишвили по праву считалась не только одной из самых красивых, но и одной из самых стильных женщин. В ее квартире рядом со спальней была оборудована большая гардеробная, которую занимали стеллажи с бесчисленным количеством сумочек и туфель. К каждому платью у Нино был свой набор. Костюмы и аксессуары выдающейся танцовщицы по сей день занимают места на вешалках и поражают воображение своим количеством.
Каждое утро Нино Рамишвили начинала с сигареты. Для того, чтобы она не курила натощак, Илико приносил ей на подносе кофе с молоком. Не пришел он лишь однажды — в день своей смерти. Сухишвили и Рамишвили прожили вместе более полувека.

Нино пережила мужа на пятнадцать лет. В стильной чалме, с неизменной сигаретой в унизанных браслетами руках Рамишвили уже сама проводила репетиции, внушая танцорам трепет одним своим появлением в зале. Впрочем, на работе она действительно была довольно строга и порою резка.
Дома же превращалась в милую бабушку. Общалась с внуками, пила бесконечные чашечки кофе, смотрела в своей комнате телевизор. А перед сном, попросив принести ей "лекарство" — обязательные пятьдесят граммов коньяка, закрывала двери спальни и оставалась наедине со своими воспоминаниями…
Ансамбль за свою долгую историю осуществил более 200 турне в 88 странах, показав почти 20 тысяч представлений. В ансамбль попадали самые талантливые, высокие, статные, воспитанные, владеющие языками артисты. Выступать в ансамбле было престижно и почетно, не будем забывать, что коллектив постоянно выезжал за «железный занавес». Поразительно и другое: ансамбль, взявший чрезвычайно высокую планку, никогда не почивал на лаврах - во многом это заслуга довольно жесткого нрава Нино Рамишвили, требовавшей полной отдачи, дисциплины и искоренявшей все ростки звездности.

В настоящее время руководство ансамблем перешло в достойные руки, к внукам - Илико Сухишвили и Нино Рамишвили, названных в честь великих дедушки и бабушки. Илико-младший является художественным руководителем, а Нино-младшая – директором ансамбля. Меняется жизнь, приходят новые поколения, а сухишвилевцы продолжают восхищать мир.
Автор проекта — Тамара Читáя
Исследователь — Тамара Читáя
Особая благодарность: народу Грузии, Национальному балету Грузии "Сухишвили" и нашим туристическим партнерам в Тбилиси
СВЯЗАТЬСЯ СО МНОЙ
tamara@chitaia.com