ИСТОРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ЧЕРНАЯ РОЗА ТИФЛИСА
ИСТОРИЯ НИНО ЧАВЧАВАДЗЕ И АЛЕКСАНДРА ГРИБОЕДОВА
ИЮНЬ 2021
ТАМАРА ЧИТÁЯ
Такая любовь случается раз в сто лет, а может быть и в тысячу лет, а может быть она одна такая за всю историю человечества, и досталась она ей, дочери великого грузинского поэта Нино Чавчавадзе, и ему, великому русскому драматургу, Александру Грибоедову...

Моя история сегодня о любви двух замечательных людей XIX века, когда честь и совесть были на вершине идеалов общества, когда отвага поощрялась, а добродетель возносилась в небеса... а еще о их семьях, о их талантах, о городах, в которых протекала судьбы этих двоих... о величии любви, дошедшем до нас сквозь века!
Начало
Великий отец, беззаботное детство и родной Тифлис
Начну эту удивительную историю с рассказа о семье княжны Нино Чавчавадзе, о ее родном доме в Тифлисе, и конечно в первую очередь, о ее знаменитом отце, князе Александре Чавчавадзе, крупнейшем поэте-романтике Грузии. Итак, начнем с родителей и прародителей...

Александр Чавчавадзе родился в 1784 году в Санкт-Петербурге в семье грузинского дипломата и был крестником императрицы Екатерины II. Его отец Гарсеван Ревазович, то есть прадед нашей героини, известен тем, что, являясь послом царей Ираклия II и Георгия XII в России, подписал в 1783 году со стороны Грузии (Картли-Кахетинского царства) Георгиевский трактат. Мать — урождённая княжна Мариам Авалишвили.

Ещё в детстве «по наследию» грузинский царь Ираклий II пожаловал ему звание генерал-адъютанта (груз. «мандатурт-ухуцесси»). С 1795 по 1799 год он воспитывался в одном из лучших частных пансионов Санкт-Петербурга — пансионе Баман, затем в Пажеском корпусе. Позже его увезли в Тифлис, где мальчик продолжал образование под надзором отца. Александр Чавчавадзе знал грузинский, русский, французский, немецкий и персидский языки.
В 1804 году молодой князь Александр,
будучи камер-пажом, увлёкся идеями восстановления грузинского царства и поддержал вспыхнувшее в Грузии восстание против русских.
В 1804 году молодой князь Александр, будучи камер-пажом, увлёкся идеями восстановления грузинского царства и поддержал вспыхнувшее в Грузии восстание против русских. Он бежал из родительского дома и вместе с некоторыми другими грузинскими князьями присоединился к восставшим.

Ирония судьбы заключалась в том, что Георгиевский трактат с Российской империей был подписан его отцом - Гарсеваном Чавчавадзе, в бытность его послом в 1783 году, сын Алексадр появился на свет спустя 3 года. Еще каких-то 18 лет - и Александр Гарсеванович убежал из дома и примкнул к группе молодых грузинских аристократов, которые готовили восстание против России.

Когда восстание было подавлено, то лишь благодаря ходатайству главнокомандующего князя Павла Цицианова наказание последовало не столь суровое, как могло бы быть, а ограничилось «трехлетним содержанием в Тамбове под присмотром, с тем, чтобы по истечении сего срока, возобновя присягу на верность, явился он сюда на службу и, загладив добрым поведением и ревностью проступок свой, мог приобрести в оной новые выгоды». Молодой Чавчавадзе подвергся полицейскому разбирательству, но дело быстро замяли, ибо авторитет отца был велик. И в будущем, когда Александр отвлекался от линии императорского дома, ему пеняли и даже слегка наказывали, но неизменно прощали. Ссылок случилась лишь пара, да и те краткосрочные и достаточно комфортные. Цинандальская ветвь князей Чавчавадзе пользовалась большим авторитетом у монархов.
Ворота резиденции Чавчавадзе в Цинандали (с гравюры 1884 года).
C 1805 по 1938 года наш бравый князь Александр Чавчавадзе провел в боях за отечество и различных военных кампаниях.
В конце 1805 года «камер-пажа Двора Е.И. Величества князя Александра Чавчавадзе под строгим конвоем из офицера и двух казаков» отправили из Георгиевска в Тамбов. В этом же году высочайшим повелением он был определён в Пажеский корпус, из которого его выпустили в 1809 году подпоручиком в Гусарский лейб-гвардии полк. В 1811 году он снова вернулся в Грузию, но уже поручиком лейб-гвардии Гусарского полка и адъютантом главнокомандующего маркиза Филиппа Паулуччи, итальянца, принятого в 1807 году на российскую службу полковником в свиту его императорского величества и за отличие по службе произведённого в генерал-майоры, а затем и в генерал-лейтенанты.

В марте 1812 года Александр Чавчавадзе участвовал в походе, предпринятом Филиппом Паулуччи для подавления восстания в Кахетии, и в стычке 1 марта с отрядом мятежников против деревни Чумпаки, находившейся недалеко от родового имения князей Чавчавадзе Велисцихе, получил пулевое ранение в ногу.
Князь Михаил Барклай-де-Толли
Главнокомандующий ценил способности молодого офицера Александра Чавчавадзе и давал ему серьёзные и ответственные поручения.
В марте 1812 года Александр Чавчавадзе участвовал в походе, предпринятом Филиппом Паулуччи для подавления восстания в Кахетии, и в стычке 1 марта с отрядом мятежников против деревни Чумпаки, находившейся недалеко от родового имения князей Чавчавадзе Велисцихе, получил пулевое ранение в ногу. В июне 1812 года Паулуччи назначили генерал-адъютантом в свиту его императорского величества. Он занимал должность начальника штаба 1-й армии, которой командовал князь Михаил Барклай-де-Толли. Князь Александр Чавчавадзе покинул Грузию вместе с маркизом Паулуччи, по-прежнему оставаясь его адъютантом, чтобы принять участие в Отечественной войне.

После оставления Наполеоном Москвы 17 октября 1812 года генерал-лейтенант Филипп Паулуччи был назначен Рижским военным губернатором, командиром корпуса и управляющим гражданской частью Лифляндской губернии. По возвращении в действующую армию в январе 1813 года Михаила Барклая-де-Толли князь Александр Чавчавадзе стал его адъютантом.

Он принимал участие во всех Заграничных походах 1812, 1813 и 1814 годов, которые позволили ему в совершенстве изучить немецкий и французский языки. 14 ноября 1817 года князю Чавчавадзе присвоили звание полковника лейб-гвардии Гусарского полка, и 18 февраля 1818 года он был переведён из лейб-гусарского в Нижегородский драгунский полк, стоявший в его родной Кахетии, недалеко от его фамильного имения Цинандали.

Он принимал участие в русско-персидской (1826–1828 годы) и русско-турецкой (1828–1829 годы) войнах. Отличился в боях у крепостей Баязет, Диадин и Топрак-кала. После взятия русскими войсками Тавриза в 1828 году стал членом правительства Северного Азербайджана и начальником Армянской области. Сделал много полезного в деле переселения армян из Персии в Араратскую долину.
Имение княза Александра Чавчавадзе в Цинандали (фото 2019 г.)
Тифлисский дом Александра Чавчавадзе славился гостеприимством. В нём неоднократно бывали Александр Пушкин со своим братом Львом, Александр Грибоедов, Михаил Лермонтов, Вильгельм Кюхельбекер, художник Григорий Гагарин и многие другие. Чавчавадзе был арестован и привлечён к следствию по делу о «заговоре грузинского дворянства 1832 года». Причастность его к заговору доказать не смогли, хотя из некоторых показаний следовало, что о заговоре он всё же слышал. Мерой наказания стала ссылка в Тамбов. После возвращения в 1838 году в Грузию до 1843 года состоял членом совета при главнокомандующем Кавказской армией. За ратные подвиги и успехи в службе награждён многими орденами, а также бриллиантовым перстнем («За отвагу в боях») от императора Николая I. Был награждён французским орденом Почётного легиона. Владел многими европейскими и восточными языками. Александр Чавчавадзе считается зачинателем романтизма в грузинской поэзии. Автор «Краткого очерка истории Грузии 1801–1831 гг.»

К моменту обретения поместья Цинандали князь Александр Гарсеванович уже подустал от войн, столиц и политики. Родовое гнездо ему оставил отец. Оно было уже обжитое, в традиционном духе грузинской аристократии. Молодой блестящий князь решил обновить его и создать максимально европейский комфорт для своей семьи. Александру Гарсевановичу уже под сорок - он почти царского рода, крестник императрицы Екатерины Второй, блестяще образованный, богатый, еще молодой, но уже поживший, известный как поэт-романтик, генерал-лейтенант русской императорской армии... И он хочет отдохнуть от дел. И вот его новое увлечение - кахетинская усадьба.
В одних и тех же углах живут одни и те же люди. Под красными колоннами и раскрашенными балками в этой варварской дворцовой обстановке крутятся одни и те же типы, танцоры и танцовщицы соединяют живот с животом в единении ритма, парни и подростки, комбайнеры, чистильщики снега или трубочисты, торговцы мясом или удовольствиями, художники, бездельники, цыпочки - эти земляные валы, которые не в состоянии поглотить огромное человеческое скопление любопытных незнакомцев. К этому мужскому месиву добавляется женский элемент, шлюхи, падчерицы, буржуа, лесбиянки и бизнесмены. Все смешивается, сливается и сливается в медленном вихре, который приобретает грани уличной толпы.
Анри Жак, Мулен Руж 1925 год
Французский художник Анри Жерво отдыхает в своей парижской студии, расположенной на улице Рю-де-ла-Шоссе-д'Антин в 9-м округе Парижа (фото 1885 г.)
6 октября 1889 года у подножия холма Монмартр царила праздничная атмосфера: это было открытие в Парижском саду нового мюзик-холла - Мулен Руж. Со стороны площади Бланш публика прибывала толпами, чтобы открыть для себя это экстравагантное место: гигантский танцпол, повсюду зеркала, галерея, где можно блистать по последнему слову моды, сад, украшенный огромным слоном и променад ослов для развлечения дам. Сумасшедшая атмосфера, в которой шоу проходит как на сцене, так и в зале: аристократы и головорезы в кепках радостно общаются, буржуа из престижных кварталов и "маленькие" парижане веселятся вместе в полной эйфории.

Владельцы - Джозеф Оллер и Чарльз Зидлер. Они прозвали свое заведение «Первым дворцом женщин» и сделали ставку на свой успех, провозгласив всем, кто хочет это услышать, что Мулен Руж станет самым грандиозным храмом музыки и танца. С первого дня их надежды оправдались, остальным мюзик-холлам просто необходимо учиться их успеху !!!
Павильон стеклоделия Венеции расположен у подножия Эйфелевой башни во время Всемирной выставки 1889 года. (фото 1889 г.)
Двадцать пар ног в воздухе. На мельницу не распространяется гравитация. Последовательными волнами женщины расходятся по дорожке, предлагая свою жертву темным силам земли. Когда они приходят в норму, они ищут потерянные ангельские крылья. Таким образом, в битве между двумя элементами танцоры имитируют борьбу тела и разума.
Анри Жак, Мулен Руж 1925 год
история
Герои "ногами к верху" или сумасшедший канкан
Балы Мулен Руж быстро стали очень популярными. Апофеоз вечера: мы с неиссякаемым энтузиазмом открываем для себя новый танец Канкан с его стройной линией танцовщиц, шумные и бешеные ритмы, которые, к огорчению некоторых, просто перевернут ваши чувства !!!

В «Путеводителе по удовольствиям Парижа», издание 1898 года, танцовщицы Канкана описаны как «армия молодых девушек, которые хотят танцевать этот божественный парижский танец, как того требует репутация… с эластичностью, когда они подбрасывают ноги вверх, что позволяет нам предполагать, по крайней мере, такую же моральную гибкость…» Среди этих новых фигур парижской жизни некоторые, такие как знаменитая «Ла Гулю» (в дословном переводе — «обжора»), увековеченная Тулуз-Лотреком, войдут в историю.
Да, ла Гулю, она была знаменита. Я разговаривал с ней на платформах метро. Я узнал ее и попросил поцеловать ее: «Не возражаешь, если я тебя поцелую? Это было очень похоже на жанр. Персонаж века. В моих воспоминаниях она была для меня нестареющей, высокой, сильной, очень, очень высокой. Может, ей сейчас будет 125? В Нейи был лев в клетке, которого она приручила…
Арлетти, Канкан-де-ла-Гулю 1925 год
"Ла Гулю" (фото 1900-е)
В 1850 году Селеста Могадор, звездная танцовщица балета Мабиль, который позже станет оркестром Мабиль Мулен Руж, изобрела новый танец - кадриль: восемь захватывающих минут на совершенной гармонии и с Оффенбахом как бесспорным мастером музыки.

Бешеный ритм, уравновешенность, гибкость, граничащие с акробатикой, танцоры кадрили в своих манящих костюмах сводят с ума весь Париж.

Именно в Лондоне в 1861 году Чарльз Мортон, великий мастер Мюзик-холла, вдохновленный кадрилью, изобрел то, что стало называться французский канкан, термин канкан, относящийся к особенно шумному характеру этого нового танца. Хотя британцы были особенно очарованы этой практикой, граничащей с непристойностью, в Париже популярность канкана продолжает расти. Его движения постепенно обретают форму: ритуальный танец, исключительно женский, в котором все состоит в искусстве выполнения шпагатов и подъема кружева. Черные чулки, подвязки и фу-фу для девушек ростом от 1 метра 70 сантиметров, радостно кружащиеся под завороженными взглядами клиентов «Мулен Руж».
Двадцать первого октября 1858 года в Париже в театре «Bouffe Parisien» на Елисейских Полях состоялась премьера опереточного спектакля «Орфей в аду» (фр. Orphee aux enfers), музыку к которому написал месьё директор театра, немецкий еврей с новомодной фамилией Жак Оффенбах (фр. Jacques Offenbach), родившийся в Кёльне и умерший в Париже — задолго до рождения того кабаре, где волею судьбы и прославилась навечно эта его мелодия, эти аккорды заключительной сцены из спектакля, где Орфей с нимфами танцует кадриль, которые и были спионерены предприимчивым руководством для музыкального сопровождения Мулен-Ружевского Галдежа. Похоронен талантливый композитор на Монмартрском кладбище…
Жанна "сумасшедшая", Môme Fromage ("Молодой Сыр"), Grille d'Egoût ("Жаровня"), Нини "Лапы в воздухе" - знаменитые танцовщицы Канкана
Под особенно красочными и довольно мошенническими псевдонимами самые прославленные танцоры того времени соревнуются, каждый со своим темпераментом, на сцене Мулен Руж. Бесспорной фигурой французского канкана остается знаменитая Гулю с ее неподражаемым подшучиванием. Но она не единственная, кто проиллюстрировал себя в искусстве канкана: мы регулярно встречаем на сцене Жанну Д'Аврил по прозвищу Жанна "сумасшедшая", Môme Fromage ("Молодой Сыр"), названную так из-за своего юного возраста, Grille d'Egoût ("Жаровня"), известную своим пристрастием к хеклингу (хеклер - это человек, который беспокоит и пытается смутить других вопросами, вызовами или ставя их в неудобную ситуацию, стремится "поджарить" человека), Нини "Лапы в воздухе", которая откроет школу Канкана, или Иветт Гильбер, великая национальная предсказательница и подражательница Сары Бернар...

Единственная выдающаяся мужская фигура в этом ареопаге женщин: Валентин Бескостный, иначе известный как Человек-кадриль, которому никогда не будет равных в том, чтобы заставлять девушек танцевать...

Тулуз-Лотрек, верный среди верующих, является великим свидетелем этого процветающего периода. Среди всех его работ семнадцать из них, некоторые из которых известны во всем мире, напрямую вдохновлены Мулен Руж. Он один из знаковых персонажей этого кабаре. Тулуз-Лотрек, вероятно, не был бы тем, чем он является, без «Мулен Руж». Точно так же не был бы Мюзик-холл тем, чем он является сегодня, без таланта художника.
Жанна Д'Авриль
Жанна Д'Авриль
"Ла Гулю"
"Ла Гулю"
"Ла Гулю" дебютировала в кабаре в 19 летнем возрасте в 1890 году. Очень скоро она становится самой яркой звездой "Мулен Руж", его порочным и притягательным символом. По традиции монмартрских балов она получила кличку, Ла Гулю — Обжора. Потому что любила, подсев за столики к посетителям кабаре, вкусно поесть и выпить за их счет. Ла Гулю пользовалась оглушительным успехом, она была вульгарна, чувственна и пикантна.

От ее канкана ходуном ходили сцена и зрительный зал. Казалось, еще секунда, и все рухнет от бешеной дроби ее сильных, крепких ног. В ее канкане современникам слышались орудийные выстрелы. Это был не танец, а битва. Луиза оказалась не только сильной исполнительницей, но и не лишенной фантазии танцовщицей. Она придумала свой собственный вариант канкана. Вращаясь в танце, Луиза отводила ногу в сторону, потом брала ее за стопу и поднимала над головой. А затем с душераздирающим криком падала на шпагат.
Девочки Хоффмана за кулисами перед выступлением. (фото 1924 г.)
Еще одной звездой "Мулен Руж" была Джейн Авриль, которую публика прозвала Мелинит — Динамит, а критики называли воплощением танца. За болезненной внешностью этой женщины скрывалась невероятная энергия, поражавшая посетителей "Мулен Руж". Другим знаменитым персонажем "Мулен Руж" и партнером Ла Гулю был Валантен Реноден, прозванный Ле Дезоссе — Бескостный. По утрам он работал слугой в маленьком кафе, а по вечерам становился героем кабаре. В жизни нелюдимый, на сцене Валантен преображался. Его мрачность исчезала, и он являлся искрометным танцором, поражающим пластикой змеи и утонченностью манер.

Мулен Руж быстро приобрел репутацию места, где мужчины могут посмотреть на молодых парижанок, чьи уникальные и изумительные движения были такими же гибкими, как и их нравственность. Благодаря знаменитому канкану популярность кабаре росла. В то время этот танец считался вульгарным, что порой вызывало гнев зрителей. С этого времени под свой патронаж заведение берет художник Анри де Тулуз-Лотрек, которые написал множество картин со сценами из жизни мьюзик-холла.
Афиша
Афиша "Ла Гулю"
Ла Гулю была лучшей исполнительницей "анатомической кадрили" на Монмартре, как тогда называли канкан. Танец исполнялся в широких юбках, черных чулках и обязательных панталонах, показать которые считалось верхом разврата. Ее постоянным партнером в "Мулен Руж" был Валентин Бескостный, который тоже присутствует на афише. О Ла Гулю ходили легенды.
Афиша
Афиша "Жанна Д'Авриль"
Танец Джейн Давриль был более изящным и сдержанным, чем Ла Гулю. Она была женщиной необычной судьбы и одной из любимых моделей Лотрека
Афиша
Афиша "Аристид Брюанн"
Аристид Брюанн держал на Монмартре кабаре "Черная Кошка". Там собиралась самая изысканная и аристократическая публика, чтобы послушать оскорбления, которыми ее осыпал Брюанн. "Внимание,-сообщал он собравшимся-вот идет шлюха. Подвинься, сосиска моя, а ты, лапушка втисни свои жиры рядом с этим старым бездельником". Брюанн мастерски пел уличные песенки-шансонетки, где фигурировали работницы-гризетки, проститутки, жертвы продажной любви.
Афиша
Афиша "Ивет Гильбер"
Ивет Гильбер была кафешантанной певицей, сопоставимой- не в обиду сказано- с Мишель Мерсье и Эдит Пиаф. Ей принадлежит высказывание по поводу этого портрета: "Маленький разбойник, вы же изуродовали меня" Хдожника привлекли одновеменно талант и своеобразная внешность модели. Ивет Гильбер была для него воплощением кафешантана, его романтики и вульгарности.
Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа, французский живописец, рисовальщик, литограф. Родился в Альби 24 ноября 1864. Принадлежал к одной из самых древних аристократических семей Франции. В результате тяжелой наследственной болезни и полученных травм он вырос калекой. Лишенный возможности вести традиционный для провинциального дворянина образ жизни, решил посвятить себя рисованию и живописи.

Господствовавшее в то время направление академизм не оказал сильного влияния на его творческое формирование. Лотреку нравились смелая, выразительная угловатость произведений Дега и уплощенная перспектива и линеарность японских гравюр; на основе этих источников он создал собственный оригинальный стиль.

В 1884–1885 Лотрек переехал на Монмартр, который был тогда центром парижской художественной жизни, где прожил практически до конца дней. Здесь он находил сюжеты для большинства работ: кабаре и танцзалы , тансовщицы, актрисы, проститутки. Среди его моделей были танцовщицы Ла Гулю и Джейн Авриль, певец и композитор Аристид Брюан, певица Ивет Гильбер и многие другие.

Тулуз-Лотрек одним из первых серьезно занялся созданием афиш, он поднял жанр рекламного плаката до уровня высокого искусства.

Основная тема творчества Тулуз-Лотрека - развлечения и быт парижских богемы и "дна", которые он воссоздает без морализирования, но с присущей ему болезненной остротой наблюдения,часто с едкой иронией, искусно передавая гротескную динамику как бы случайно выхваченных из потока жизни мизансцен, характерность поз и жестов.

Анри де Тулуз-Лотрек никогда не приукрашивал свои модели, но в его даже самых "грубых" портретах всегда чувствуется симпатия художника, выраженная в сжатой форме несколькими энергичными мазками. Среди его работ знаменитая серию картин на темы, связанные с парижскими публичными домами и жизнью их обитательниц.
Открытка с видом на "Мулен Руж" (около 1910 г.)
Сохранилась легенда, что когда в 1890 года Его высочество Принц Гальский, будущий король Эдуард VII, был по частным делам проездом в Париже, он не преминул заказать себе столик в «Мулен Руж», чтобы посмотреть, что же это такая за кадриль, слух о которой пронесся далеко за Ла-Маншем. Ля Гулю, танцуя французский канкан, высоко выбрасывая ноги и задрав нижние юбки аж до головы, узнала принца и без всяких колебаний крикнула Его высочеству, приветствуя: «О, Гальский, с тебя шампанское!».

Конечно, для исполнения этого бешеного танца, когда женщины и мужчины скачут козлами, задирая ноги выше головы необходима энергия и умение. Но нужны здесь еще и фантазия, и артистизм. Известная канканерка Маргарита Ригольбош вспоминает:

"Чтобы танцевать канкан, надобно иметь совсем особый темперамент, исключительный дух, тут нельзя ограничиваться воспроизведением составленной по правилам фигуры. Тут надобно изобретать, творить. Канкан — это сумасшествие ног. Когда я танцую, мною овладевает род помешательства: я забываю все… Музыка сжимается в моей груди, бросается в голову, как пары шампанского. При последней ноте ритурнели я в опьянении. Тогда исступление становится беспримерным. Мои руки в безумии, ноги тоже. Мне нужно движение, шум, содом; это род какого-то сотрясения, переливающегося из ног в голову. Все волнуется вокруг меня — декорации, мебель, свечи. Можно сказать, что все это сговорилось передавать мне музыку. В эту минуту, если бы стена стала передо мной, я бы, кажется, прошла и сквозь нее. Я люблю рукоплескания. Я бы хотела, когда танцую, чтобы гремел гром, сокрушались дома! Я бы хотела такой трескотни, которая и самых храбрых приводит в ужас: неумолкаемых ударов большого колокола Парижской Богоматери, землетрясения, последнего суда!.."

Сумасшедшие ночи в «Мулен Руж» продолжались вплоть до начала Первой мировой войны. Закрывшись в 1915 году, кабаре вновь было открыто лишь в 1921-м, став храмом мюзик-холла. Знаменитые артисты — от Ля Гулю до Мистингет, от Эдит Пиаф до Жозефин Беккер, от Мориса Шевалье до Ива Монтана — считали для себя честью выступать здесь.
Американские моряки посещают Мулен Руж во время Первой мировой войны. (фото 1915 г.)
В 1925 году на небосклоне кабаре Парижа вспыхивает черная звезда — Жозефина Бейкер. Она родилась в Америке, в Сент-Луисе, в бедной негритянской семье, с детства мечтала стать артисткой, выступала в мюзик-холлах Бродвея, а затем в составе негритянского ревю "Черные птицы" приехала в Париж и покорила этот самый капризный город мира. Блистала в парижском театре «Фоли Бержер», выступала и в Мулен Руж.

Ее выступления потрясали изумительной непосредственностью. Жозефина пела, танцевала, вертелась, кувыркалась, гримасничала, напоминая сказочного чертенка. Так, в финале своего номера она убегала на четвереньках, с задранным выше головы, как у молодого жирафа, задом. И при этом комизме она была необыкновенно эротична. Гибкая, как змея, с поющими руками, с жарким блеском глаз и с кожей цвета кофе с молоком, она притягивала внимание всего зала.

...И как Жозефина танцевала чарльстон! Так не танцевал никто. Казалось, в ее ногах поселился веселый бес, который и руководит ее танцем. Один из критиков, описывая выступление Бейкер, восклицал: "Это не женщина, это не танцовщица — это нечто непостижимое, такое же восхитительное, как сама музыка".

На сцене Жозефина появлялась почти обнаженной. Она была столь хороша, что не нуждалась ни в каких украшениях — на ней были лишь боа из перьев, нитка жемчуга и ее знаменитая связка бананов на бедрах.
Могу представить, что в период своего расцвета Мулен Руж имел довольно экзотические номера, но развлекать публику ритмичным метеоризмом? Наверняка у большинства наших предков был вкус получше! Познакомьтесь с Джозефом Пуйолем, профессиональным пердуном и одним из самых популярных и высокооплачиваемых сценических исполнителей в Европе до Первой мировой войны.

Плакаты по всему Парижу называли его Ле Петоман («газовый маньяк»), и он был даже известен во всем мире как «фартист». От работы пекарем в Марселе до хедлайнера в «Мулен Руж» в Париже, Жозеф добился успеха благодаря таким напыщенным рутинам, как задувание свечей, исполнение государственного гимна Франции на флейте и пердеж-имитация большого землетрясения в Сан-Франциско 1906 года, продолжавшееся более пяти минут, обычно отводимое на грандиозный финал.

Во время Всемирной выставки в Париже в 1900 году компания Эдисона сняла немой фильм об акте Пуйоля. Хотя нет никаких известных звукозаписей выступлений Ле Петомана, в его время было несколько подражателей, один из которых действительно сделал эту очень редкую запись подобного выступления. Видео ниже является результатом немого фильма Эдисона и его подражания. Приятного просмотра!
Акт Пуйоля
Да и в наше время можно найти в Мулен Руж вот такие блюда...
А после в 1915 году случился грандиозный пожар в Мулен-Руж, а чуть позднее — случился грандиозный пожар во всем мире — началась первая, а затем и вторая мировая войны… Крылья Мулен-Руж невесело поникли и им, казалось бы, всегда неунывающим парижанам, как-то вдруг стало не до танцев… В Мулен-Руж пришел упадок… В годы Второй Мировой войны и немецкой оккупации Мулен Руж вновь закрыт, но незадолго до освобождения Парижа, в 1944 году на сцену вновь выходят артисты — знаменитые Ив Монтан и Эдит Пиаф.

В 1937 году Роберт Харман превращает Мулен Руж в ночной клуб, делая его еще более модным и современным.

Открывшийся в 1959 году новый зал позволяет организовать хорошо оснащенную кухню, чтобы предложить клиентам, приезжающим сюда со всех уголков земного шара, «ужин-спектакль» с большим выбором блюд и, конечно, концертом, имеющим уже на то время высокую мировую репутацию.

Вновь запустились знаменитые крылья Красной Мельницы в в 1951 году, когда у кабаре меняется владелец и проходит полная реставрация. А в 1957 году хореограф Дорис Хог (Doris Haug) со своими четырьмя Doris Girls подписывает с Мулен Руж контракт на два месяца…и остаётся хореографом и постановщиком на 40 лет, до 1997 года. За это время Doris не только увеличил свой контракт, но также увеличил и свою труппу — сегодня в Doris Girls уже более 80 девушек.

В 1962 году менеджером кабаре становится легендарный Жаки Клерико (Jacki Clérico) и с его именем в истории Мулен-Руж начинается «новая эра». Жаки предлагает для возрождающегося кабаре эту новую формулу — ужин+шоу, распространившуюся затем повсеместно. Возможно, эту концепцию Жаки подхватил в одном из многочисленных ресторанчиков этого тогда все еще Красно-фонарного Квартала?
Танцовщицы наносят макияж в гримерной. (фото 1930 г.)
В гала-концерте, посвященном 90-летию «Красной мельницы», выступали Петр Устинов, Шарль Азнавур, Джерри Левис
В гала-концерте, посвященном 90-летию «Красной мельницы», выступали Петр Устинов, Шарль Азнавур, Джерри Левис. С приходом Джеки Клерико началась новая эра «Мулен Руж» — расширение зала, гигантский аквариум и первый водный балет с обнаженными танцовщицами.

Открывшаяся в 1963 году новая программа «Фру-фру» произвела неописуемый фурор. Представление прошло с огромным успехом. В 1964 в Мулен-Руж появляется тот самый знаменитый грандиозный прозрачный бассейн, где ставятся подводные шоу. Суеверный Джеки отныне выбирает своим программам названия, начинающиеся только на букву «Ф» («Frou-Frou» (Шелест), «Frisson» (Дрожь), «Fascination» (Очарование), «Fantastic» (Фантастика), «Festival» (Фестиваль), «Follement» (Безумство), «Frenesie» (Неистовство), «Femmes, Femmes, Femmes» (Женщины, женщины, женщины), «Formidable» (Великолепные)). «Feerie» (Феерия).

В 1964 году на сцене был сооружён гигантский «аквариум», в котором плавали и выступали голые танцовщицы. И, разумеется, в каждой программе есть особое место легендарному французскому канкану.

И лишь однажды, в один из ноябрьских вечеров 1981 года, «Мулен Руж» закрыл свои двери. Труппе Мулен Ружа была оказана огромная честь, она была приглашена в Лондон, чтобы выступить перед Ее высочеством Королевой Елизаветой II.
Вид на Мулен Руж (фото 1927 г.)
И наконец, в 2000 году мир увидел шоу FÉERIE, эту Сказку с бюджетом 8 млн евро, которую уже 20й год показывают и в эти дни. ФеерИ было создано из четырех частей, чтобы выполнить желания всех зрителей: «Мулен Руж сегодня и вчера. Мулен Руж навсегда», «Пираты»,«Цирк», «Мулен Руж с 1900 до…».

К 2000 году, ко вступлению в новое тысячелетие Мулен-Руж вновь была капитально отреставрирована, и красную прежде мельницу можно было увидеть белой ненадолго.
заключение
120 лет или визитная карточка Парижа
Вот уже 122 года самый легендарный зал кабаре в мире принимает миллионы зрителей, приехавших насладиться известными представлениями! Конечно, сейчас Мулен Руж перестал быть тем местом, где собиралась богема Парижа, где в прокуренных залах потягивали запрещенный повсеместно абсент и где приглянувшуюся танцовщицу из кордебалета можно было пригласить к себе домой. В те времена в «Мулен Руж» вообще не было ни кулис, ни репетиций: сцена и жизнь сливались в шумном веселом гулянии, с ухаживаниями и любовными историями.

А сейчас сцена и кулисы — два разных мира. Современный «Мулен Руж» — это уже не образ жизни. Это прежде всего зрелище, шоу. Атмосфера праздника и всепоглощающего веселья сохранилась, но сегодняшний Мулен Руж — это элитное заведение, нечто среднее между фешенебельным ночным клубом и музеем. Но он остается местом, где танцуют легендарный французский канкан.

И хотя в городе существуют и другие подобные заведения, где программа, может быть, более яркая и насыщенная, но приезжающие в Париж приходят именно сюда. Не потому, что не знают о других мюзик-холлах (в любом путеводителе можно найти с десяток адресов и подробных описаний), а потому, что флер таинственности, загадочности и какой-то светлой грусти окутывает Мулен Руж, где «мельница» веселья крутится каждый вечер уже много-много лет.

И сегодня принципы Мулен Руж остаются неизменными: перья, стразы и блестки, роскошные декорации, оригинальная музыка и самые красивые девушки. Он остается местом, где мечтают и познают, что такое настоящий Париж.
Автор проекта — Тамара Читáя
Исследователь — Тамара Читáя
Особая благодарность: народу Франции и нашим туристическим партнерам в Париже
СВЯЗАТЬСЯ СО МНОЙ
tamara@chitaia.com